Ставка на машиностроениеРоссийские предприятия машиностроительной отрасли намерены вместе с государством поднимать отечественную промышленность, решать задачи по диверсификации экономики и удвоению ВВП. В Москве в субботу прошел учредительный съезд Союза машиностроителей России, который собрал более 300 делегатов из 60-ти субъектов РФ. Отрасль является одной из крупнейших в стране: в ней занято более 4 млн человек, работающих на 50 тыс. предприятий, а по объему производства это второй сектор российской экономики — после топливно-энергетического комплекса. Вопрос о создании структуры, объединяющей машиностроителей, обсуждался в начале недели в Общественной палате, где и было решение провести съезд.
Форум приветствовал президент РФ Владимир Путин. В телеграмме в адрес участников съезда он отметил: «Машиностроение по праву считается одной из стратегически важных отраслей отечественной экономики, эффективному развитию которой всегда уделялось приоритетное государственное внимание». Президент рассчитывает, что участники форума обсудят вопросы, связанные с «масштабной модернизацией предприятий, повышением их конкурентоспособности и эффективности управления, внедрением инноваций и новых технологий». Путин ожидает, что Союз машиностроителей «будет содействовать консолидации профессионального сообщества, успешному решению проблем, стоящих перед машиностроительным комплексом».
По словам гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, избранного главой нового Союза, основная цель создаваемой организации — «в лоббировании интересов предприятий отрасли». «Этот союз призван формировать стратегию развития отрасли, а также определять механизмы активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран», — пояснил он. Российским машиностроителям необходима организация, которая «способна готовить законопроекты и законодательные инициативы, а также участвовать в разработке и создании государственных программ», добавил Чемезов.
Накануне на встрече с делегатами съезда Союза машиностроителей во главе Чемезовым первый вице-премьер Сергей Иванов также отметил, что «создаваемый в России Союз машиностроителей должен стать лоббистской организацией в хорошем смысле этого слова». «В крупных и даже небольших странах – везде существуют союзы машиностроителей, только у нас его не было, но лучше поздно, чем никогда», — сказал Иванов. Сегодня он открывал съезд и в своем выступлении обозначил проблемы отрасли и пути их решения.
По словам Иванова, будущее российского машиностроения — за крупными интегрированными структурами, такими, как Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации. «Сейчас разговор не о том, кто виноват, а о том, что нужно делать, — считает Иванов. — И мы уже определились с ответом на этот вопрос: будущее российского машиностроения — за крупными интегрированными структурами с полным производственным циклом — от изготовления ключевых комплектующих до выпуска готовой продукции». По его словам, с созданием крупных научно-промышленных структур повышается эффективность использования имеющихся отраслевых мощностей, появляется возможность концентрировать финансовые потоки для решений приоритетных задач. Также решается проблема зависимости от поставщиков, «которые зачастую, монополизировав изготовление отдельных деталей, пытаются открыто диктовать свои условия сборочным предприятиям». Кроме того, в свете вступления в ВТО крупным компаниям будет легче конкурировать в условиях глобальной экономики.
«Государство не оставит машиностроение без своей поддержки. И я бы даже сказал — опеки», — пообещал Иванов, отметив, что уже во многих отраслях действуют механизмы такой поддержки — как по экспорту, так и по кредитованию. По словам первого вице-премьера, рецепт оздоровления отрасли и промышленности в целом, заключается в следующем: «Это наукоемкие технологии, эффективная организация производства, опирающаяся на эффективный менеджмент. И, конечно, высококвалифицированные кадры. Однако для того, чтобы полностью возродить наше машиностроение, этого все равно будет недостаточно».
Новый отраслевой союз, судя по всему, должен сыграть решающую роль, работая в тесном контакте с государством. Иванов приветствовал создание организации, выразив уверенность, что эта она станет «идейным и организационным центром, вокруг которого сплачиваются люди, действующие в интересах общего дела». «Деятельность союза принесет большую пользу всей нашей экономике, нашему Отечеству, нашему народу», — считает он.
Иванова поддержал Сергей Чемезов, признавший, что дела вотечественном машиностроении обстоят пока неважно. «Состояние российского машиностроения сегодня приближается к критической точке, и мы имеем почти десятикратное отставание от уровня машиностроения ряда развитых стран, включая США», — заявил Чемезов, подчеркнув, что для решения стоящих перед российской отраслью машиностроения задач предстоит «консолидировать усилия всей многомиллионной армии машиностроителей во всех регионах страны». По его словам, вновь созданный отраслевой союз будет активно помогать предприятиям гражданского машиностроения и координировать свою деятельность с ТПП и РССП и ставит перед собой задачу «защитить отечественных машиностроителей, не отказываясь при этом от инвестиций и технологических достижений иностранных компаний».
Чемезов также заявил, что серьезная модернизация машиностроения необходима для успешной реализации национальных проектов. «Полтора года назад в России началась реализация четырех национальных проектов. Позже были выделены также еще несколько приоритетных направлений — это развитие электроэнергетики, создание эффективной транспортной системы, эффективной переработки сырья. Для реализации всех этих проектов необходимо эффективное использование потенциала машиностроения России», — заявил Чемезов. Он подчеркнул, что новый союз — это не промышленная партия. «Меня не раз спрашивали, что это — новая промышленная партия? Нет, Союз машиностроителей России — это не партия, это общественная организация. В ней могут принимать участие члены всех партий. Мы не ставим никаких конъюнктурных политических целей», — сказал глава «Рособоронэкспорта».
Машиностроение должно в перспективе стать одним из основных механизмов по обеспечению роста ВВП. «Недавно обнародован прогноз МЭРТ о том, что к 2010-2015 годам ВВП увеличится в разы. Причем произойдет это не за счет экспорта нефти и газа, увеличения цен на них, а за счет машиностроительной отрасли», — сказал Чемезов. Он сообщил, что одним из первых шагов союза станет участие в разработке Промышленного кодекса, который необходимо будет согласовать с имеющимися законодательными актами, кроме того, нужно подготовить ряд новых законопроектов и связать с проводимой в стране промышленной политикой.
По словам Чемезова, задача союза не только в том, чтобы проводить анализ дел в машиностроительном комплексе, но также «предлагать конструктивное решение данных проблем». Со своей стороны глава Роспрома Борис Алешин сказал, что правительство испытывает дефицит в готовых законотворческих идеях по развитию всех секторов экономики. «У нас жуткий голод на хорошо упакованные идеи, идеологии, методологии вплоть до норм законодательства и законодательных инициатив», — сказал Алешин. По его словам, вновь созданный Союз машиностроителей России можно рассматривать как мозговой штаб по формированию новых законодательных инициатив.
Можно говорить о том, что с одной стороны, государство «добралось» наконец и до машиностроения, параллельно решая проблемы в гражданском авиа- и судостроении, атомном и космическом секторах. С другой стороны, машиностроители не стали дожидаться «манны небесной» от правительства и решили сами решать свои проблемы, одновременно помогая государству. В условиях стремления к не нефтегазовой экономике ставка на машиностроение и обеспечение ее диверсификации – вполне удачный выбор.
http://www.rosbalt.ru/2007/04/28/294889.html