Страница дронов яркая и самобытная. Сплошной хайтек! Маленькие и назойливые вышли из тени большой авиации, и пример их развития дает отчетливое понимание, как происходит фазовый переход старых идей и инструментов в новый технологический уклад. Процесс происходит на наших глазах — прямо здесь и сейчас. Видишь, как вживую работают главные законы, казалось бы, «сухой» философии. Изучая историю создания и использования дронов, лучше понимаешь дальнейшее направление развития тактики и стратегии их применения. Понимая стратегию, понимаешь, каким будет будущее, и можешь его предвосхитить. О законах Истории в стратегии развития дронов наш следующий цикл.
В истории человеческой цивилизации есть масса удивительных приключений и странных, на первый взгляд, фактов. И со счастливым, и с печальным концом. Это касается и инженерно-технической активности населения планеты — мы к началу XXI века стали обществом сплошь индустриальным. Вот и в беспилотной авиации, или лучше для краткости — у дронов, есть свои красивые эпизоды из прошлого, в которых отражается будущее. Если бы эти события не произошли в действительности, то они бы выглядели, как несуразная, глупо выдуманная фантазия. Но интересно, что такие чудеса в мире науки и техники сплошь и рядом. Совершенно нормальное явление!
Империя наносит безответный удар (почти барражирующими боеприпасами)
В 1848–1849 годах в Европе разразилась «Весна народов», которая в тот раз обошлась без помощи Госдепа США и где особо упорно революционерствовали желавшие объединения и гражданских свобод разъединенные итальянцы, на то время подданные Австрийской империи. Отличилась и маленькая, но гордая Венеция, которую восставшие объявили независимой республикой. Держались дольше всех, почти год. Но в конце концов руки молодого императора Франца Иосифа I дошли и до них.
Человеком он был не робкого десятка и не рефлексировал по поводу утрачиваемых его населением гражданских свобод, а со всей ответственностью решил наконец восстановить порядок и довести удушение молодой европейской демократии до логического конца и, кстати, не побрезговал воспользоваться помощью нашего царя-батюшки. Австрийские императорские войска взяли Венецию в блокаду весной 1848 года, но из-за расположения города на островах посреди лагуны осадные орудия с берега могли обстреливать только ее окраины, не долетая до центральных кварталов. Нарезных орудий тогда еще не было, а дальнобойность гладкоствольных пушек не превышала полутора километров.
Раздосадованный такими обстоятельствами целый артиллерийский лейтенант Франц фон Юхатик выдвинул идею бомбардировки города с аэростатов, заметьте, беспилотных и одноразовых! По его предложению аэростаты, а обозвал он их достаточно поэтично аэробомбой, должны были запускаться по ветру в сторону Венеции, и в расчётный момент времени специальное устройство отцепляло бы подвешенный под оболочкой заряд — круглую чугунную осколочно-фугасную гранату массой примерно 15 кг, снабженную запальной трубкой и фитилем. Длина фитиля рассчитывалась таким образом, чтобы в заданной точке он пережигал крепежную веревку и одновременно воспламенял прессованную пороховую мякоть в запальной трубке. Бомба падала вниз и взрывалась, а свободный шар летел куда хотел.
И это прекрасный пример поддержки верхами инициативы низов! Идея заинтересовала самого командующего австрийскими войсками маршала Йозефа Радецкого, и он приказал опробовать её на практике. Первый пробный запуск двух «аэробомб» состоялся 12 июля 1849 года с позиций на суше, но внезапно изменившийся ветер унес их в море. Настойчивые императорские (чуть не сказал «штурмовики») артиллеристы учли такой казус, внесли поправку на ветер и снова через три дня, но с палубы военного колесного пароходика Vulkan (почти авианосца), очень похожего на тот, что отвозил льва Бонифация на каникулы в знаменитом мультфильме, запустили еще два баллона. На этот раз эксперимент завершился удачно. Оба шара сбросили бомбы прямо на город, причем на тот его район, который считался недосягаемым для австрийской артиллерии.
Внезапное нападение с воздуха спровоцировало нешуточные волнения среди населения Венеции, о чем донесли лазутчики, и воодушевленный успехом маршал Радецкий распорядился немедленно наладить производство воздушных боеприпасов. Дело поставили на поток. 22 августа 1849 года, дождавшись нужного направления и силы ветра, бравые австрийские парни нанесли свой массированный беспилотный «аэробомбовый удар». Было запущено сразу до 200 воздушных шаров! Многие бомбы не сработали, но те, которые упали, произвели на эмоциональных граждан молоденькой республики крайне негативное впечатление. В городе началась настоящая не революционная истерика. Итог: под воздействием общественного мнения и угрозой дальнейших бомбежек командование гарнизона Венеции решило прекратить сопротивление и сдаться! Несмотря на положительный эффект, эту успешную в военном отношении идею никто не развивал. Вплоть до Второй мировой.
Сначала отличилась Великобритания. В 1942–1944 годах англосаксы «запилили» свою собственную программу бомбардировок территории Германии воздушными полуавтоматами — операцию Outward. А помог им случайный случай.
Почти год идет война. Операция «Блиц» в разгаре. Немцы массовыми воздушными налетами утюжат Британские острова. Англичане выставляют в виде ограждения привязные аэростаты. В ночь с 17 на 18 сентября 1940 года штормом сорвало с привязи десяток шаров. Их унесло через Северное море в Швецию и Данию, где они наделали делов: повредили линии электропередач, нанесли вред железной дороге и сломали антенну шведской международной радиостанции. Еще пять штук долетели аж до Финляндии.
23 сентября 1940 года отчет об ущербе и неразберихе от не на шутку разлетавшихся прорезиненных изделий ПВО лег на стол Уинстону Черчиллю, на тот момент премьер-министру и министру обороны, который, надо отдать ему должное, тут же разглядел недюжинный потенциал «свободнолетающих» и распорядился исследовать возможности их боевого применения как оружия против нацистской Германии.
Вопрос изучили товарищи военные в компании с учеными, которые дружили с математикой. Прикинули, посчитали и выдали на-гора простой, но эффективный план! Летит шар, к нему привязан проволочный хвост, который по расчетам, если он будет тянуться по суше примерно на протяжении 30 миль (48 км), в конечном итоге наткнется на высоковольтную воздушную линию электропередачи с вероятностью от 10 до 75 процентов! И будет немцам «счастье» — межфазное короткое замыкание, которое может привести к повреждению не только воздушного кабеля, но и трансформаторов, и автоматических выключателей. Ничего не напоминает?
Адмиралтейство провело испытания с использованием латексных шаров. Результатами остались довольны, и в ход пошли 100 тысяч метеозондов со складов королевских ВМФ. Половина из них была снаряжена проволокой длиной почти в сто метров, которую шар волок по земле (навеска «Проволока»), остальные приспособили для немецкого разнообразия под небольшие зажигательные бомбы с прагматично-бытовыми названиями: «Носки», «Желе», «Лимон» и «Джем». Таковы требования конспирации — чтобы скучно и никакой поэзии!
20 марта 1942 года прямо с зеленой травки поля фешенебельного гольф-клуба стартовала первая партия «друзей электросетей и не только». В течение нескольких дней британцы получали сообщения о лесных пожарах в районе Берлина и Тильзита и о повреждении электросетей. Информацию черпали в основном из открытых источников — газет Дании, Франции и других оккупированных стран. Самое значимое достижение «замыкателя без мотора» произошло 2 июля 1942 года, когда он налетел на линию электропередач в 110 кВ на окраине Лейпцига. Перегорел автоматический выключатель на станции Бюхлен, после чего полностью сгорела и сама станция. Радиоперехваты общения люфтваффе подтвердили, что немецкие истр*бители часто отвлекаются от патрулирования, гоняются за воздушными шарами, пытаясь сбить их и растрачивая на копеечные, по сути, изделия драгоценный моторесурс, топливо и боеприпасы. Это очень воодушевило британцев, так как любые проблемы для немецкой ПВО сами по себе оправдывали операцию Outward. Такую «небесную нервотрепку» немцам англичане устраивали вплоть до мая 1944, когда налеты союзной авиации с тотальными бомбовыми ударами стали нудно постоянными и «шарики с подарками» стали неактуальны.
Тут эстафету подхватили самураи: зажравшиеся янки замучили бомбежками, бамбуковые города Японии выгорали до углей. Но голь на выдумки хитра! Отомстить гайдзинам, отсиживающимся за океаном, хотелось неимоверно, и Императорское управление вооружения Японии в начале 1944 года разработало целую трансконтинентальную программу бомбардировки США с воздушных шаров-автоматов под кодом «Фу-Гo» (официальное название —«Применение беспилотных воздушных шаров для загоризонтной бомбардировки крупных административно-промышленных центров США»). Техника после 1849 года шагнула чуть вперед и поэтому применяли военные Страны восходящего солнца аэростаты, заполненные водородом, сначала с оболочкой из прорезиненного шелка, а потом по бедности из специальной газонепроницаемой бумаги.
Под оболочкой закреплялась гондола из алюминия в форме колеса с четырьмя спицами, барометрический автопилот, устройство самоуничтожения, боевая нагрузка (осколочно-фугасная бомба весом 15 кг с четырьмя зажигательными боеприпасами весом по 5 кг), балласт (мешки с песком). Общий полезный вес составлял не меньше, чем у «Калибра», — почти полтонны!
Работали семейным подрядом практически всей страной, и в период с ноября 1944-го по апрель 1945 года ухитрились запустить более 9 300 «огненных» воздушных мстителей. Эффективность? Около 300 «шаробомб», подхваченных воздушными потоками, даже добрались до территории США. Одна бомба убила шесть человек (женщину и пятерых детей во время школьного пикника в лесу), а 10 марта 1945 года заряд из последней партии (один-единственный раз!) поразил стратегически важный объект. Но какой символический! Японская взрывчатка вывела из строя высоковольтную линию электропередач в штате Вашингтон, по которой подавалась электрическая энергия на Хэнфордский комплекс по производству радиоактивных материалов для проекта «Манхэттен». Завод с трудом перевели на резервное питание.
Итог: завод и дальше работал в штатном режиме, а радиоактивные материалы из Хэнфорда внутри атомных бомб стерли с лица земли Хиросиму и Нагасаки с 226 тысячами живых людей.
Но теперь эти эпизоды не стали валяться в чулане. Появились серьезные аналитики в военных мундирах. Готовясь к новым войнам, изучили опыт прошедших, почитали на досуге труды разных военных теоретиков, в том числе Джулио Дуэ и Билли Митчелла. Проанализировали и выдали на-гора Effects-based operations, а в простонародье — концепцию ОБДЭ, которую теперь успешно совершенствуют на практике особенно американцы во всех мировых конфликтах.
Наше командование от современных трендов не отстает, а иногда даже опережает. Итог: в небесах Украины шуршат разнообразные Х и другие буквы русского алфавита, жужжат сотни «Гераней», и летят они себе на 2 тысячи километров с точностью пять метров, и не нужны им ни попутные ветры, ни мешки с песком для балласта, ни хвосты с проволокой! И пылают поля трансформаторов. Повсюду и систематически, согласно заранее установленному плану боевого применения.
Почему дрон — это дрон?
До того как слово «дрон» стали использовать для описания беспилотного летательного аппарата (БПЛА), у него в английском было два значения. Первое — «глухое жужжание», второе — «трутень».
С 1922 года в США стали использовать систему обозначений для летательных аппаратов с указанием его роли и производителя. Например: четвёртый истр*битель (fighter, F), изготовленный фирмой Vought (U), обозначался F4U Corsair, первый патрульный бомбардировщик (patrol bomber, PB) от фирмы Consolidated (Y) назывался PBY Catalina. Согласно такому установленному порядку, слово «дрон» появилось в 1936 году как TD (target drone), то есть ЛА, предназначенный для учебных стрельб. А вот само слово «дрон» впервые было применено в США для обозначения беспилотника в конце 1934 — начале 1935 года, поскольку низколетящие бипланы звучали, будто облако пчёл, а если точнее, трутней.
Но и тут есть своя история, связанная с пчелами! В 1935 году адмирал Стэндли из Штатов наблюдал в Британии демонстрацию нового беспилотного ЛА королевского флота, предназначенного для упражнений в стрельбе по летающей мишени. Сделан он был на основе тренировочного биплана De Havilland Tiger Moth, большое количество которых было построено после Первой мировой и который назвали Queen Bee. А раз не боевой самолет, а «мальчик для битья», то и обозвал его боевой адмирал «трутнем».
Больше двадцати лет после появления в военном жаргоне слова «дрон» оно обозначало лишь дистанционно управляемый ЛА, используемый в качестве воздушной мишени. Так, бомбардировщики B-17 Flying Fortress и PB4Y-2, производный от B-24 Liberator, переделанные в радиоуправляемые для операций «Афродита» и «Наковальня», назывались наводящимися бомбами.
Вскоре после Второй мировой при помощи того же персонала и тех же технологий оставшиеся с войны B-17 были переделаны под мишени для стрельбы, и только тогда их назвали дронами-мишенями. Поэтому для военных дрон начинался как ЛА с дистанционным управлением в качестве воздушной мишени.
С начала 1960-х годов определение «дрон» в Штатах расширили и включили в него поголовно все беспилотные летательные аппараты — от крылатых ракет и до космических аппаратов. С 1965 года начали появляться акронимы UAV (Unmanned aerial vehicle) и RPV (Remotely Piloted Aircraft). Термин UAV впервые публично появился в отчёте Минобороны США в 1972 году, а RPV — в конце 1980-х.
Тут может быть две версии: или из-за желания более конкретного описания аппарата, или из-за ненормальной одержимости американских военных аббревиатурами. От слова «дрон» в 60–80-х годах произошло множество различных терминов, например и такой, как UAS (unmanned aerial system), а потом в 2000-х и такое почти волшебное «африканское заклинание», как LALE/HALE/MALE. В конце 1990-х, когда ВВС США и ЦРУ начали эксперименты с UAV Predator и ракетами «Хеллфаер», в 2001 году с легкой руки главного редактора The Washington Post Боба Вудворда сначала в народный американский обиход, а потом и общемировой вошло выражение «дрон Predator».
Теперь дроном называют всё — от коптеров, помещающихся на ладони, до военных суперразведчиков сухим весом десятки тонн, то есть любой БПЛА, используемый с любыми целями и управляемый любым способом. А сложные слова и понятия остались как привилегия для узких специалистов, чтобы им было не скучно упражняться при проведении научных дебатов.
Сила традиций, или дроны, Рейган и Мерилин Монро
Какая связь может быть между RQ-4 Global Hawk, Рональдом Рейганом и Мерилин Монро? Самая прямая — поучительно-историческая.
Жил-был такой себе Реджинальд (Денни) Ли Дагмор, который родился 20 ноября 1891 года в Англии в городе Ричмонд графства Суррей. Происходил из театральной семьи: его отец был актером и оперным певцом, потом и сам Денни стал известным актером немого кино. Первая мировая. Парень не из робкого десятка. Драпать в «теплые края» не стал, ушел добровольцем в армию и стал служить наблюдателем-наводчиком в только что сформированных королевских ВВС (RAF) Великобритании. Дважды сбит.
В 1920-х годах — в Штатах. Пилот-каскадер в известном летном отряде «13 черных котов», основанном в 1924 году в Лос-Анджелесе. Дружен с Говардом Хьюзом и даже одалживает ему свой биплан Sopwith Snipe для съемок в военной картине Hell’s Angels.
В начале 1930-х годов Денни остепенился и заинтересовался моделями самолетов свободного полета. В 1934 году вместе с сыном нефтяного магната Полом Уиттьером основывает Reginald Denny Industries, где в 1935 году начинает разработку своего первого дистанционно управляемого дрона для военных.
В 1939 году компания выигрывает первый контракт с Воздушным корпусом армии США (USAAC) на свой первый радиоуправляемый беспилотник-мишень Radioplane OQ-2. В июле 1940 года они учреждают компанию Radioplane Company Inc и за время Второй мировой войны собирают почти пятнадцать тысяч беспилотников для армии США.
В 1945 году капитан US Army Рональд Рейган из первого военного киноподразделения ВВС США, прослышав о суперпродвинутом устройстве и передовом производстве, захотел снять об этом фильм. Для изучения натуры он отправил на завод Radioplane, который размещался тогда в городке-аэродроме Ван-Найс, что был пригородом Лос-Анджелеса, фотографа Дэвида Коновера. Там военный фотограф и встретил девушку по имени Норма Джин Догерти, которая упаковывала парашюты и красила фюзеляжи на сборке дрона TDD-2/OQ-3, снял ее на цветную пленку с пропеллером в руках и даже убедил пойти в модели. Так дроны превратили простую заводскую девушку-ассемблера в платиновую блондинку Мерилин Монро.
К чему эта история с британским пилотом и блондинкой, которая теперь стала красивой былью Northrop Grumman Corporation?
К тому, что в 1952 году компанию Radioplane Company Inc со всем ее железом, рабочими и КБ купила Northrop. Никого не выбросили, ничего не забыли, всё сохранили. К тому, что до сих пор подразделение компании NG Aerospace Systems и ее отделение Autonomous Systems, которое занимается разработкой, производством, модернизацией, обслуживанием и ремонтом пилотируемой и беспилотной авиационной техники военного назначения, имеет штаб-квартиру в Редондо-Бич, там же в пригороде Лос-Анджелеса в штате Калифорния, а основная часть новых дронов производится на заводах в городах Сан-Диего и Палмдейл на околицах опять же все того же Лос-Анджелеса. Такой себе домашний кластер супертехнологий с богатой и нарядной биографией! Гордятся своим прошлым непростые американские милитаристы, чтут и лелеют трудовые традиции, берегут высокую инженерную культуру производства, а технологический опыт считают лучшим учителем и половиной удачи!
Итог: дроны Northrop Grumman RQ-5 Hunter, BQM-74 Chukar, RQ-4 Global Hawk на базе MQ-4C Triton, MQ-8 Fire Scout армии США бороздят воздушные просторы по всему миру, и у нас под боком их изделия не дремлют и на лаврах не почивают. Умеют работать и на перспективу — NG один из главных участников проекта Skyborg в технически очень сложной программе ВВС США Vanguard по созданию «беспилотного ведомого» с полноценным ИИ, аналога нашего «Охотника». Вот и бомбардировщик шестого поколения B-21 выкатили на публику. Такого врага на авось не одолеешь.