Что севастопольцы должны знать о своих правах как потр*бителиПокупатель товара или потр*битель услуги, не знающий требования законодательства, регулирующего область защиты прав потр*бителей, рискует оказаться в положении пострадавшей стороны, убытки которой никто не возместит. Как обезопасить себя от подобных проблем и на какие положения действующих норм следует обратить внимание в первую очередь, расскажет данная статья.
В России «защита прав потр*бителей» является исторически сложившимся понятием, введенном Законом РФ «О защите прав потр*бителей», который был принят Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потр*бителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации «О защите прав потр*бителей» претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения.
Так, в настоящее время закон устанавливает, что
ПОТРЕБИТЕЛЬ – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законодательство Российской Федерации предусматривает целый комплекс основных прав потр*бителей.
Основные права потр*бителя:· на качество;
· на безопасность;
· на информацию;
· на возмещение ущерба;
· на судебную защиту.
Одним из важнейших прав потр*бителя, провозглашенных Законом «О защите прав потр*бителей», является право на
получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая либо условиям договора, либо обычно предъявляемым требованиям и пригодная для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потр*бителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потр*бителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и описанию продавец обязан передать потр*бителю товар, который соответствует образцу и описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потр*бителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Право на безопасность означает, что потр*битель имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Срок службы товара (работы) – период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потр*бителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Срок годности товара (работы) – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потр*бителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
3.
Право на информацию обозначает, что потр*бителю своевременно должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. Указанная информация должна быть доведена до сведения потр*бителя на русском языке в наглядной и доступной форме.
Статья 10 Закона «О защите прав потр*бителей» содержит перечень обязательной информации для товаров (работ, услуг).
Это сведения о наименовании технического регламента; об основных потр*бительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе; о цене в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потр*бителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и др.
Если приобретаемый потр*бителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потр*бителю должна быть предоставлена информация об этом.
Возврат и обмен товара надлежащего качестваНесмотря на распространенное мнение о праве потр*бителя в любом случае возвратить качественный, но не понравившийся товар и получить за него деньги, пункт 1 статьи 25 закона «О защите прав потр*бителей» дает потр*бителю лишь право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. И только в случае, если подходящего товара не окажется, у потр*бителя возникает право получить за товар деньги. Требование потр*бителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.
Потр*битель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потр*бительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. При этом, отсутствие у потр*бителя товарного чека или кассового чека, либо иного подтверждающего оплату товара документа, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждается и изменяется Правительством РФ.
На данный момент действует Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в который входят следующие товары:
1. товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222),
2. предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары) (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 №1222),
3. парфюмерно-косметические товары,
4. пекстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 №1222),
5. швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные),
6. изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов),
7. товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 №1222),
8. мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты),
9. изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни,
10. автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения,
11. технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 №1222, от 06.02.2002 №81),
12. гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему (п. 12 введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 №1222),
13. животные и растения (п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 №1222),
14. непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) (п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81).
Возврат и обмен товара ненадлежащего качестваВ первую очередь, следует обратить внимание, на тот факт, уведомил ли Вас продавец о наличии каких-либо недостатков в товаре путем отметки в документах на товар или на чеке и т.д., В случае обозначенных недостатков, в будущем отсутствует право предъявить претензии относительно этих недостатков.
При обнаружении в товаре недостатков, Вы имеете право требовать:
- замены;
- уменьшения цены;
- ремонта;
- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы.
Для того чтобы реализовать свое право потр*бителя по возврату или замене товара ненадлежащего качества, необходимо направить продавцу претензию (направляется заказной корреспонденцией с почтовым уведомлением о вручении).
Для исполнения заявленного требования существуют сроки, установленные законодательством о защите прав потр*бителей, а именно:
- замену товара продавец обязан осуществить в течение 7 дней.
- при необходимости проведения дополнительной проверки на качество, срок исполнения может быть продлен до 20 дней.
- если на момент предъявления требования о замене, нужный товар отсутствует, срок для замены товара может быть установлен в 1 месяц со дня предъявления требования.
Важно! Если для замены товара требуется более 7 дней, по Вашему требованию продавец обязан в течение 3 дней бесплатно предоставить вам в безвозмездное пользование товар на период исполнения вашего требования.
Технически сложные товары (бытовая техника, компьютер и т.д.)(перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575)
В случае обнаружения в товарах данного вида недостатков, потр*битель вправе предъявить требования о возврате суммы или замене товар в течение 15 дней со дня передачи потр*бителю такого товара. По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению только в следующих случаях:
- обнаружен существенный недостаток товара (существенный недостаток товара —неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
- нарушен срок устранения недостатков товара (более 45 дней);
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Эти требования вы вправе предъявить при обнаружении недостатков – как при приемке, так и в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если такие сроки не установлены — в течение разумного срока (составляющего не более двух лет со дня получения товара).
Если между вами и магазином возник спор о причинах возникновения недостатков, магазин вправе провести экспертизу товара. Экспертиза проводится за счет магазина. Вы вправе присутствовать при ее проведении. Для этого рекомендуем направить продавцу письменное заявление с пометкой о том, что проверка должна производиться в вашем присутствии. После того как магазин уведомит вас о времени проведения экспертизы, вы должны привезти товар для установления причин поломки. Это позволит избежать недоразумений, которые могут возникнуть, если вы не согласны с заключением экспертизы.
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли не по вине магазина или изготовителя, вы будете обязаны возместить магазину расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Если вы не согласны с результатами экспертизы, вы вправе оспорить заключение в судебном порядке.
Право на возмещение ущерба означает, что за нарушение прав потр*бителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потр*бителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Закон «О защите прав потр*бителей» (ст.17) закрепляет право на судебную защиту прав потр*бителей. Защита прав потр*бителей осуществляется судом.
Иски о защите прав потр*бителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд:- по месту нахождения юридического адреса организации (филиала, представительства), в случае, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, регистрации мета проживания,
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
Потр*бители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Если вы пострадали от действий недобросовестного исполнителя или продавца, и он не спешит компенсировать причиненный вам ущерб, и при этом возникает потребность в защите интересов в суде, советуем вам обратиться в юридическую компанию Севастополя, которая не первый год работает на рынке и имеет большой опыт работы с подобными делами. Выбирая правого помощника, в первую очередь доверяйте его репутации и положительным отзывам.
Если ваша проблема требует профессиональной защиты и без помощи опытного специалиста не обойтись, советуем вам обращаться в юридическую компанию Севастополя, квалифицированные специалисты которой многие годы работают с подобными категориями дел.
http://ruinformer.com/page/chto-sevastopolcy-dolzhny-znat-o-svoih-pravah-kak-potrebiteli