Переправа, переправа – берег левый, берег правый...
Второй год проблемы функционирования Керченской паромной переправы не могут найти оптимального решения. Создается впечатление, что в правительстве страны просто не знают реального состояния дел. О том, что представляет собой крымская паромная переправа, насколько серьезна угроза срыва заявленных планов, что тормозит привлекательность крымского направления для бизнеса, журналист «Морских вестей России» Алексей Казаков попросил рассказать эксперта члена Крымского регионального отделения «Опора России» Алексея Волкова.
Алексей Витальевич, на заседании Координационного совета вы считались главным экспертом по ситуации, сложившейся на Керченской паромной переправе. Скажите, как давно и в каком качестве вам приходится заниматься этой проблемой? – Прежде всего, я керчанин и почти 12 лет работаю в коммерческих и государственных предприятиях морехозяйственного комплекса Крыма, работал и в Одессе, и в Ростове. Проблемой переправы занимаюсь с первых дней ее основания в новом российском формате, то есть под управлением специально созданной для этих целей автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» (АНО «ЕТД»). И с самого начала все пошло не так, как было нужно с точки зрения логистики и управления транспортными потоками. Летний сезон 2014 года был крайне тяжелым. АНО «ЕТД», порты, отели, ну и конечно, туристы, в которых так нуждается Республика Крым, ощутили это на себе. Вместо привычных 6 миллионов в Крым приехало около 4 миллионов человек. Весь год мониторил ситуацию, формировал предложения по стабильной работе переправы, по обеспечению крымских портов грузопотоками и предлагал варианты оптимальных логистических схем, но моя концепция не была принята. В марте был приглашен в команду экспертов для анализа работы нового крымского оператора ООО «Морская дирекция», который был создан на базе АНО «ЕТД». Задача «Морской дирекции» заключалась в том, чтобы не допустить повторения ситуации прошлого сезона и выявить недочеты или нарушения, которые могут отрицательно сказаться на деятельности переправы в летний период. В апреле как член общественной организации «Опора России» направил аналитическую записку по текущей ситуации в Комитет по транспорту ГД РФ, которая получила его одобрение. На второе заседание Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузов уже был приглашен как эксперт для доклада по актуальным проблемам функционирования Керченской паромной переправы. Надеюсь, что общественный, парламентский, а с ними и президентский контроль позволят не только иметь актуальную картину происходящего, но и обеспечить работу переправы в оптимальном режиме. Не могли бы вы дать картину того, что представляет собой сейчас паромное сообщение между Крымом и Кавказом? – Переправ несколько, но все транспортные потоки тяготеют к Керченской, где расстояние между берегами и время в пути минимальные. Плюс ко всему стоимость перевозки через Керченскую переправу самая низкая, и только по этой так называемой «дороге жизни» могут ехать все: легковые автомобили, автобусы и пассажиры. Других вариантов пока нет. На основании протокольных поручений Правительства РФ «Морской дирекции» был передан только этот транспортный узел, притом что транспортное сообщение с материковой частью может осуществляться из всех портов. Так, грузовой транспорт перевозится паромами из портов Темрюк и Новороссийск в порт Керчь. К сожалению, линия Новороссийск – Керчь была приостановлена по официальной версии «в связи с убыточностью и нерентабельностью», то же самое ранее произошло и с линией Новороссийск – Севастополь. Железнодорожно-паромная переправа функционирует на линии порт Крым – порт Кавказ и не имеет альтернатив. Дополнительно к парому «Олимпиада», который находится в ведении «Морской дирекции», на автомобильной переправе заняты два парома сверхбольшой грузовместимости «Победа» и «Протопорос 4», а также паромы большой вместимости «Крым» и «Глюкофилоуза III». В резерве имеются еще два парома, но в связи с отсутствием второго причала в порту Крым они не используются. Для перевозки грузового транспорта на линиях Темрюк – Керчь и Кавказ – Керчь задействованы 5 паромов различного дедвейта. Керченская паромная переправа имеет и стратегический, и политический характер, так как именно она обеспечивает доставку продуктов, топлива, стройматериалов и прочей промышленной и продовольственной продукции, необходимой для жизнедеятельности полуострова. При этом существует постоянная угроза окончательного закрытия пунктов пропуска через сухопутные переходы со стороны Украины. Уже сегодня украинские власти стараются обесточить и обезводить Крым. Изначально переправу курировал Минтранс РФ, теперь полномочия по управлению переправой передаются крымским властям, но, кроме ответственности, у них пока ничего нет для обеспечения ее функционирования. Ответственность за надежную работу переправы велика, поэтому к ней и приковано внимание общественности, Госдумы РФ и президента РФ.
|